+7 423 261 09 21 (Владивосток) +7 495 133 15 20 (Москва) |
info@vts-logistic.ru | Курсы валют |
|
Понятие коносамента, телекс релиза В этой статье хотим обратить ваше внимание на сущность коносамента и проблемы, возникающие при получении груза. А также объяснить простому обывателю сущность, не влезая в дебри международного права, конвенций ООН, Гаагских, Гамбургских правил, правила Висби. В первую очередь рассмотрим понятие коносамент и его функции: Коносамент - (фр. le connaissement; англ. bill of lading, сокращение B/L, BOL). Как нам преподавали многоуважаемые кандидаты наук, коносамент имеет следующие функции: - Согласно статьи 143 ГК, коносамент является ценной бумагой, удостоверяющей право на распоряжение и получение соответствующего имущества (товара), соответственно выполняет функцию товарораспорядительного документа. Товар может быть продан, перепродан или заложен в банке. - является подтверждением заключения договора перевозки, обычно оборотная сторона коносамента содержит все основные условия данного договора. - Несет функцию «расписки» - документа, подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве. Не стоить путать со Штурманской распиской (Mate's Receipt), судовым документом, подтверждающим принятие груза к перевозке, и является основанием для выписки коносамента. Обычно штурманская расписка подписывается помощником капитана. У многих получателей груза складывается неверное представление о коносаменте, они проводят параллель с железнодорожной накладной. Приходишь в товарную контору и по доверенности с паспортом получаешь свой контейнер (товар). Конечно можно проводить такое сравнение, но только в случае морской накладной. Применительно к контейнерным перевозкам рассмотрим следующие виды коносаментов: - negotiable bill of lading (Оборотный коносамент) – товар по такому коносаменту может быть перепродан, заложен в банке и.т.д. Обычно используется при покупке товара по аккредитиву. Передача прав по ордерному коносаменту осуществляется путем совершения на нем передаточной надписи – индоссамента. Количество индоссаментов обычно не ограничивается, т.е. каждый новый владелец ценной бумаги может передать ее дальше, в связи, с чем оборотоспособность ордерных ценных бумаг является весьма высокой. - non-negotiable bill of lading (Необоротный коносамент) – в этом случае коносамент теряет функцию ценной бумаги и в обычной морской практике носит название waybill или sea waybill (сокращенно SWB) – морская накладная. Об остальных видах коносамента можно почитать Кодекс Торгового Мореплавания (КТМ, статья 146), там доступно описано. Теперь давайте разберемся с получением груза, согласно статье 158 КТМ, лицо имеющее право на получение: - лицо, указанное получателем в именном коносаменте, - лицо, приказу, которого составлен коносамент (например: TO THE ORDER OF XXX, LTD), - лицо, коносамент которому был передан по именной передаточной надписи, - лицу, предъявившему коносамент, в случае коносамента на предъявителя. Но как же быть, если получатель груза находится в Москве, а товар прибыл в порт Владивосток? Обычно в таких случаях получатель груза пользуется услугами транспортно-экспедиторской компании, которой выдает доверенность на получение груза, согласно заключенному договору. Такая обязанность прописана и в пункте 2 ст.802 Гл. 41 ГК РФ. Далее хотим обратить ваше внимание на условия, при которых перевозчик должен выдать груз. Здесь рассмотрим такое понятие как телекс релиз (telex release). Перевозчик или агент перевозчика выдает получателю груз в обмен на оригиналы коносамента, оплату фрахта и всех фрахтовых сборов (статья 160, 163 КТМ). С оплатой вроде бы все понятно, не оплачено не получишь груз, но как быть с оригиналами коносаментов и где их получить. Из нашего опыта, мы можем сделать вывод, что простой обыватель по своему не знанию или доброте душевной, подписывая внешнеторговый контракт с фабрикой, не обращает внимания на такой важный момент, как перечень документов, который фабрика должна отправить получателю после отправки товара. Обычно этот перечень, помимо коммерческого инвойса, упаковочного листа и.т.д. содержит те самые оригиналы коносаментов. Фабрики, особенно китайские, не утруждают себя и чтобы не оплачивать сбор за телекс релиз, отправляют оригиналы получателю, который получив их, подшивает в папку и радостно ожидает прибытие груза. Самое интересно начинается, когда груз прибывает в порт назначения и получатель или его доверенное лицо (экспедитор) не может получить груз (хотя добросовестный экспедитор, должен проверить эти моменты до прихода в порт, но как обычно из-за своей занятости не успевает этого сделать). Есть еще один немаловажный момент, как условие оплаты по контракту. Например, если контракт составлен на условии 30% предоплаты и 70% постоплаты, то фабрика страхует себя и просит перевозчика издать оригиналы коносамента. Оригинал коносамента Обычно оригиналы коносамента оформляются в трех экземплярах, каждый из которых нумеруется. Груз выдается, при предъявлении перевозчику одного любого оригинала, остальные теряют силу (статья 158 КТМ). Далее после получения всей оплаты за товар, фабрика должна отправить оригиналы получателю, но мы не советуем делать этого, т.к. из-за пересылки может возникнуть задержка в получении груза и привести к дополнительным расходам в виде хранения на терминале и демереджу. В этом случае мы советуем, чтобы фабрика сдала оригиналы коносаментов в порту отправления и сделала телекс релиз (telex release), в некоторых странах называется экспресс релиз (express release). Телекс релиз Подтверждение агентом перевозчика в порту отправления о том, что оригиналы коносамента сданы. Процедура получения телекс релиза очень проста, отправитель (фабрика) должен предоставить перевозчику оригиналы коносамента вместе с письмом (telex release request or surrendered letter), о том, что оригиналы сданы и груз необходимо выдать получателю (в письме указывается название компании получателя). Перевозчик, получив оригиналы коносамента, ставит на каждом оригинале отметку SURRENDERED (сданы), дата, время. Как показывает практика, понятие телекс релиза немного обширнее и многие под этим понятием подразумевают еще помимо сдачи оригиналов и оплату фрахта и всех причитающихся фрахтовых сборов. |
ООО “ВТС-Логистик” E-mail: info@vts-logistic.ru |
г.Владивосток ул.Леонова, д.25, оф. 1 тел.: +7 423 261 09 21 |
г.Москва Щелковское шоссе, д.100, стр.5, оф.507 тел.: +7 495 133 15 20 |